Иван Константинович Айвазовский






Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)

Русский живописец-маринист. В романтических полотнах («Девятый вал», 1850; «Черное море», 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения.

Айвазовский Иван Константинович (17 июля 1817, Феодосия — 2 апреля 1900, там же), российский художник. Один из лучших живописцев-маринистов 19 в.Выходец из семьи армянского купца, на всю жизнь сохранил крепкую связь с древними традициями армяно-христианской культуры. Учился в петербургской Академии художеств у М. Н. Воробьева. С 1845 обосновался в Феодосии. Много путешествовал по России и странам Европы, Ближнего Востока, Азии и Африки.


Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о внимательном освоении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена, о влиянии М. Н. Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина. Видовая точность соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835, Третьяковская галерея). Чисто романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в работах 1840-х гг., когда художник завоевывает европейскую известность. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Известнейшее произведение этого периода — картина «Девятый вал» (1850, Русский музей). Типичная для иконографии романтизма тема кораблекрушения дана тут в окружении сильных светотеневых эффектов, усиливающих общее впечатление безграничности бушующего пространства.


Художник необычайно плодовитый, Айвазовский часто прибегал к композиционным и колористическим штампам. Однако в лучших картинах — таких, как «Черное море» (1881, Третьяковская галерея), — проступают лучшие черты его дарования: чуткое понимание эстетики возвышенного, тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу воды. Среди большого числа земных ландшафтов, выполненных Айвазовским, выделяются своими бравурными панорамическими эффектами циклы картин, навеянные впечатлениями от путешествий по Украине и Кавказу (1850-60-е гг.). Не раз он обращался к библейским сюжетам сотворения мира и потопа, к евангельским и античным мотивам — как и у Дж. Тернера, изображаемые фигуры выглядят мелким стаффажем среди величавых, «космических» пейзажей. Создавал полотна на темы армянской культуры («Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции», 1880, Картинная галерея Армении, Ереван). К числу любимых писателей Айвазовского принадлежал А. С. Пушкин, в стихах которого он находил поэтическое выражение собственного маринизма. В поздний период художник не раз обращался к образу великого поэта — «Пушкин на берегу моря» (фигура поэта написана И. Е. Репиным, 1897, Музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург).



И. К. Айвазовский <Радуга> 1837. Третьяковская галерея

Важную главу в наследии Айвазовского составляет батальная живопись. С 1844 он был художником Главного морского штаба, написал много значительных картин на темы истории русского военного флота («Чесменский бой», 1848, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского). Будучи одним из самых богатых художников России, он много сделал для своего родного города: на его средства были выстроены здания местной картинной галереи, археологического музея, проведены большие работы по благоустройству Феодосии, постройке порта и железной дороги. Из мастерской, созданной им в 1845, вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа (А. И. Куинджи, К. Ф. Богаевский и др.). Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя.

Айвазовский об Айвазовском

О таких как Айвазовский пишут много. И будут писать. И всё-таки особенную привлекательность представляет всё, что великий марянист сказал сам - устно или письменно. К сожалению, такое наследие великих лишь частично сохраняется - то ли в их письмах, то ли в воспоминаниях современников. В малой толике. Тем оно дороже.

Ещё и археолог

Известно, что Айвазовский в окрестностях Феодосии раскопал до 80 древних курганов. Что же его заставляло забыть любимое море, бездонное небо и опускать свою душу в глубины земные? Да неуёмная тяга к прекрасному. Он знал об удивительных археологических находках на Керченском полуострове, и не без основания полагал, что и феодосийская земля скрывает прекрасные сюрпризы.

В 1853 году художник начинает раскопки, которые с перерывами продолжаются до 1856 года. В 1855 году получает официальное поручение проводить археологические поиски "дабы основательно исследовать эту местность". А тогда в 1853 году в четырёх рскопаных курганах Айвазовский нашел лишь одни разбитые кувшины с углём и золой. В пятом же в золе его ждала удивительная находка: золотая женская головка превосходной работы, шестнадцать украшений из листового золота, три головы Пана, обломки расписной вазы. Собственно раскопал он невысокую насыпь возле монастыря святого Ильи, между двумякурганами на отвесном обрыве к морю. Эти сведения приводит тогдашний директор Керченского музея Александр Ефимович Люценко в своём отчёте об археологических раскопках.

А вот как рассказывает об этом сам Айвазовский в письме к министру уделов 6 июля 1853 года.

"... Я в восхищении от Феодосии. До вчерашнего числа открыли пять курганов, в которых ничего не нашли кроме разбитых кувшинов с углём и золой, но вчера, т. е. в пятом кургане, нашли просто под землёй в золе золотую женскую головку самой изящной работы и несколько золотых украшений, как видно, с женского наряда, а также куски прекрасной этрусской вазы.
С этой же почтой отправляю к Вам эту голову и... несколько древних монет, которые я купил в Феодосии и которые найдены в самом городе. Как новый и неопытный археолог не смею дать своего мнения, но, что касается до головки золотой, то как артист я в восхищении от Феодосии. Эта находка даёт надежду, что ненапрасны будут наши труды, и все эти открытия доказывают, что древняя Феодосия была на этом же месте...".
Какое любопытное доказательство трогательной любви к родной Феодосии.
на главную

Copyright © 2000 - Andrew and Alex
All Rights Reserved
E-mail - andrewandalex@svitonline.com

Hosted by uCoz